Понедельник, 17.02.2020, 06:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2020. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

Технология работы с текстом
Технология работы с текстом (Разволяева Алина Валерьевна, учитель английского языка МОУ-СОШ №9 г. Аткарска Саратовской области)

Актуальной задачей в образовании является формирование целостного мировосприятия у школьников. Для этого содержание курса английского языка ориентируется на развитие межкультурной грамотности учащихся. Это позволяет  видеть сходства и различия в культуре различных народов, усиливает мотивацию в основе которой лежит интерес, в свою очередь способствует сотрудничеству, уважению к другим народам , развивает взаимодействие людей в осуществлении диалога культур.
Для познания других культур все больше используется печатный материал.
Чтение _ это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, оно занимает одно из главных мест по использованию , доступности  и важности , т к именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.
Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного ) крайне важны еще и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами_ это чтение книг , периодических изданий , работа в интернете.
Говоря  о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, так как и чтение и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать   и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, так как в  основе того и другого лежит перцептивно - мыслительная деятельность, связанная с восприятием ,анализом и синтезом. Чтение связано также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух)представляет собой ,,контролируемое говорение,, .Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
В отечественных программах  в качестве цели обучения выдвигается развитие учащихся читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в ней информации: с пониманием основного содержания , с полным пониманием текста, с извлечением необходимой интересующей информации.
Работа с текстом на уроках английского языка является одним из основных этапов подготовки самостоятельного речевого продукта. Учебная деятельность школьников при работе с текстами , прежде всего , направлена на анализ и присвоение информации, которая обусловлена учебными программами и составляет  общее содержание текста. В процессе чтения и анализа прочитанного происходит осмысление учащимися учебного материала, формируются базовые знания и общеучебные  умения. Организуя текстовую деятельность школьников, обучая их разнообразным способам работы  с информацией, мы учим их учиться , развиваем личностную сферу, способствуем их социальной адаптации.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на 3 этапа работы: предтекстовый,  текстовый и  послетекстовый.
Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы состоялась беседа  по прочитанному, по проблеме текста, то добавляются задания на высказывание своего мнения, переходя постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.
Кроме того, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так в начальной школе  и тексы проще и задания, старшеклассники уже готовы говорить по проблеме, готовы к выполнению творческих заданий  или к написанию сочинения.
Я систематизировала приемы, характерные для каждого из этапов ,а также подобрала наиболее эффективные.
Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладение различными структурными материалами  ( словообразовательными элементами, видо- временными  формами глагола и т д ) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования. То есть  предтекстовые  упражнения направлены на устранение смысловых трудностей.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются  коммуникативные установки ,в которых содержатся  указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно- коммуникативных задач в процессе чтения. предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
-они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур , не использованных в тексте в таком виде.
- ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста.
- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Послетекстовые упражнения  предназначены для проверки понимания прочитанного.

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Важным направлением в своей работе считаю словарную работу. Она может проходить как перед чтением , так с в процессе чтения.---- Например , при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагается выделить для себя непонятные слова , смысл которых позже уясняется либо через контекст ,либо в процессе коллективного обсуждения.
Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием ,как подбор синонимов или антонимов.
Одним из приемов, повышающим культуру умственного труда и расширяющим словарный запас школьников , является работа с англо -английским словарем, представленным в английской энциклопедии, тем самым включается страноведческий аспект урока.
Возможны также следующие задания:
1. Найти , выписать и перевести предложения с определенными словами.
2. Найти пары: слово и его дефиниция.
3. Соединить пары слов по смыслу.
4. Найти существительное, прилагательное ,глагол в каждой группе слов.
5. Найти в тексте существительные ,образованные от глагола( прилагательного)
6. Назови исходную форму  слова
7. Выписать и перевести упражнения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью.
8. Перевести на английский слова и выражения , используя лексику текста.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1. Задания, предполагающие цитирование из текста. Точное цитирование –убедительное доказательство понимания без использования продуктивных форм работы, цитирую ,ученик использует готовый материал текста, выбрав его в соответствии со смысловой задачей. При цитировании чтение про себя сочетается с чтением вслух (а иногда и письмом). Упражнения на цитировании занимают большое место в работе над чтением. 
 Иногда цитирование служит только средством выявления, насколько  внимательно был прочитан текст. В этом случае задание направлено на то, чтобы отыскать в тексте предложение, подсказанное русским эквивалентом. Цитирование имеет место на всех этапах обучения
2. Найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста.
3. Найти предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение.
4. Продолжить предложение на английском языке.
5. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте.
6. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием.
7. Назовите основные  проблемы, затронутые в тексте.
8.   Расположите следующие предложения текста в логической последовательности.
9.  Одним из важных этапов работы с текстом является обучение школьников умению самостоятельно задавать вопросы к тексту. Наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает их мышление и повышает скорость чтения. Часто вопросы, составленные учащимися, вскрывают причинно - следственные связи, будят мысль школьников.
Кроме того, умение и желание ученика задавать вопросы к тексту свидетельствуют об его активной позиции во время чтения, ставят ученика в позицию исследователя текста, развивают у школьников такие качества как критичность ума  и наблюдательность , формируют прогностические умения учащихся и являются показателем с одной стороны  хорошего развития логического мышления, ас другой стороны, глубокого понимания ими текста.
  Составляющим этапом работы с текстом являются операции, связанные с анализом его структуры и содержания: то есть, смысловая группировка текста, выделение опорных пунктов, разделение текста на смысловые части и озаглавливание их, а также логическое и смысловое соотнесение предложений друг с другом, выделение главной мысли.
Результатом этой работы является составление плана. Но важно не только учить ребят составлять план, но и раскрывать перед ними его основную роль в качестве опоры для будущего пересказа текста и  понимания его содержания. Это повышает мотивацию, делает работу более осознанной и целенаправленной. Поэтому план, с одной стороны, является свидетельством качества понимания текста учащимися, а с другой – средством и опорой для будущей работы с текстом.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Понимание текста – лишь часть задания, подготовка к следующему этапу - к беседе по прочитанному. В сущности, этот подход к контролю чтения  скорее является упражнением в устной речи, нежели чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста. Понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, высказывания суждений, выражение отношения. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к неподготовленной
Здесь возможны такие задания:
1. Расположить предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.
2. Пересказать текст ,используя план и выписанные словосочетания.
3. выразить идею текста одним предложением.
4. Рассказать  о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что  нет и почему.
5. Составить аннотацию  к тексту.
6. В качестве контрольно-обобщающих упражнений я использую деформированный текст, прием  КОЛЛАЖИРОВАНИЯ. Коллажирование – ассоциация текста в виде рисунка.
7. Очень хороший прием при работе с текстом -  СИНКВЕЙН
Синквейн – это стихотворение , которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях., что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово Синквейн происходит от французского , означающего –пять. Синквейн _ это стихотворение из пяти строк.
Правила написания синквейна  
1 В первой строчке тема называется одним словом( обычно это существительное)
2 Вторая строчка – это описание темы в двух словах( двумя прилагательными )
3 Третья строчка- это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4 Четвертая строчка- это фраза из четырех  слов, показывающая отношение к теме
5 Последняя строка – это синоним из одного слова , который повторяет суть темы. 

8. Прием «КЛАСТЕРЫ»  применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события , описанного в тексте ,систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся  логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изученной теме.

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (14.06.2013)
Просмотров: 7145 | Теги: МОУ-СОШ№9, язык, текст, Разволяева, иностранный, работа, технология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz