Пятница, 10.04.2020, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Уважаемые родители и обучающиеся!!! С 6 апреля 2020 года учащиеся переводятся на дистанционную форму обучения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Задания смотрите на портале Дневник.ru и на сайте в разделе "Домашнее задание"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

Технологии тьюторского сопровождения предпрофильной подготовки
Технологии тьюторского сопровождения предпрофильной подготовки (Тихонова О.В. журнал "Актуальные вопросы регионального образования" №8 2013 г.)

Статья посвящена анализу технологий тьюторского сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, тьюторская помощь

Деятельность тьютора по своей природе является сложной, интерактивной и осуществляется через адаптацию к решению задач психологическими, педагогическими и информационными средствами. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Именно поэтому тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности, в которые включен старшеклассник: с изучением школьных предметов, с деятельностью по разработке самообразовательных и профориентационных проектов; с оказанием психологической, педагогической, социальной поддержки.
В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носят нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т.е. могут использоваться учащимся по желанию. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлеченность подростков в процесс оказания им помощи, субьектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный, индивидуальный характер.
На этапе предпрофильной подготовки при проектировании учащимся дальнейшего образования в профильной школе задача тьютора состоит в оказании помощи девятиклассникам в принятии решения о выборе направления последующего обучения и повышения их готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Индивидуальный тьютор профильного и профессионального самоопределения при этом:
выявляет и формирует образовательный запрос девятиклассника;
выявляет индивидуальные проблемы, связанные с социально-профессиональным и профильным самоопределением
обучает девятиклассника способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
вместе с учеником анализирует возможные ограничения свободы выбора профиля обучения;
оценивает готовность школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе;
организует рефлексию учащимся его образовательной деятельности и процесса самоопределения; 
предоставляет информацию и рекомендации о направлениях и способах получения образования.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью широкого арсенала средств:
- проектной технологии;
- технологии работы с портфолио;
- технологии консультирования;
- тренинговой технологии;
- информационных технологий.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Технология работы с портфолио ученика является эффективной образовательной технологией, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход, а также использующейся в качестве одного из средств конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (проектов) учащихся в рамках образовательного учреждения. В нашем случае работа с Портфолио предпрофильной подготовки является важной составляющей рефлексивной деятельности обучающихся.
Цель создания портфолио учащегося - доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.
Структура портфолио
Портфолио предпрофильной подготовки состоит из следующих разделов:
- Резюме
- Личностный профиль
- Рабочие материалы
- Коллектор
- Достижения
Резюме содержит официальные данные об учащемся, а также странички «Мои жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы», «Кто я: какой я, каким мне хотелось быть, каким меня хотят видеть другие», Пре-тест и Пост-тест, которые заполняются в начале и в конце года и прослеживают изменения в планах, намерениях обучающегося.
Раздел «Личностный профиль» содержит материалы тестирования, психологических диагностик, например, «Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся девятых классов», опросник «Мотивы выбора профессии», «Опросник для выявления готовности к выбору профессии», Тест-опросник для определения уровня самооценки Автор С.В. Ковалев, методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной), Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной) и др.
Раздел «Коллектор» содержит материалы работы учащихся на классных часах, тренингах, например тренинг «Какой я в общении», классный час «Лестница успеха», занятия «Развитие креативного потенциала», «Развитие интеллектуального футляра», «Составляющие успеха», «Делаем свой выбор» и т.д.
Раздел «Рабочие материалы» включает материалы, которые созданы и систематизированы учащимся, это проектные, исследовательские и рефератные работы, работы конкурсного характера.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые отражают результаты обучающегося и демонстрируют его успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и рефлексивные записки педагога, тьютора, родителя, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие его личностный рост.
Работая с Портфолио предпрофильной подготовки, учащиеся осваивают различные способы деятельности, выводящие их на конкретный продукт; техники рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования; а также методы, позволяющие генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.
В рамках проектной технологии мы работали в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками. Поскольку учащиеся к середине 9 класса уже определились в своих предпочтениях, то им было предложено выполнить проектную работу информационного, исследовательского, творческого характера в выбранной ими области. Некоторые работы были связаны с содержанием элективных курсов, другие стали результатом самостоятельного углубленного и дополнительного изучения материалов предметных курсов. Лучшие работы были представлены на школьной научной конференции и на областных мероприятиях. Например:
- информационный проект «4 декабря 2011 года», выполненный ученицей 9 класса после посещения элективного курса «Статистика в современном обществе», цели которого: показать возможности применения знаний, полученных в курсе математики, в реальной жизни, научиться анализировать информацию и представлять выводы, расширить знания о правовой системе общества;
- исследовательский проект «Исследование цепи постоянного тока» (интегрированный проект по физике и математике) выполнен учащимися 9 класса, посещающими лицей полупроводниковой электроники от СГУ им. Н.Г. Чернышевского, проект занял 1 место в школьной научной конференции и был отмечен дипломом 1 степени на 1 региональном турнире «Здравствуй, Физика»;
- творческий проект «Бизнес-план ветеринарной клиники «Ай, болит», выполненный ученицей 9 класса, после посещения элективного курса «Экономика», цели которого: получение навыков составления реального бизнес-плана, умение анализировать социально- экономическую ситуацию в условиях, реально приближенных к действительности. Работа заняла 1 место на школьной научной конференции.
Оценивая опыт использования проектной деятельности, можно отметить, что она создает положительную мотивацию для самообразования и формирует у учащихся рефлексивные, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные, информационные, презентационные умения и навыки. Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.
Информационные технологии
Так как целью тьюторского сопровождения предпрофильного и профильного обучения является оказание поддержки в проектировании дальнейшего образования, одним из результатов должно стать принятие обучающимися решения о выборе направления последующего обучения. Выбор этих решений может быть поддержан использованием информационных ресурсов.
Тьютору необходимо показать:
- как использовать потенциал дистанционных олимпиад, цифровых электронных ресурсов для обеспечения образовательной и профессиональной самоидентификации;
- как использовать сетевые формы взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды для повышения готовности подростков к проектированию послешкольного образовательного маршрута.
На одном из первых занятий учащиеся знакомятся с возможностями Единой коллекции ЦОР, образовательных порталов: «Российское образование», «Грамота.Ру», «Официальный информационный портал ЕГЭ» и других и получают задание составить план-карту возможного использования ЦОР:
Кроме того, тьютор поощряет активное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, координируя действия учащихся, помогает организовать консультации с учителями-предметниками, решить технические проблемы, отследить результаты участия, провести рефлексию. Так, наиболее востребованными стали конкурсы и олимпиады, проводимые на сайтах Дневник.ру, олимпиада школьников «Ломоносов», Курчатовская олимпиада. Целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), способствует удовлетворению образовательных потребностей учащихся. Но такая работа требует от учащихся ответственности, самостоятельности, правильного распределения времени, усилий, определения приоритетности участия в мероприятиях. И действия тьютора будут носить и направляющий, и побуждающий, и контролирующий характер.
Тренинговые технологии предполагают групповые занятия и проводятся тьютором самостоятельно или совместно с психологом.
Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической, профессиональной компетентности обучающихся, повышении уровня их взаимодействия, развитии отношений партнерства и сотрудничества, формировании позитивной направленности их личности, рефлексии.
На наших занятиях предпочтение отдается групповой дискуссии, ролевым играм, психогимнастике, моделированию жизненных ситуаций. Например, занятие «5 шагов» направлено на повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовности соотносить свои профессиональные цели и возможности. Тренинг «Ярмарка достоинств» способствует закреплению навыков самоанализа, преодолению барьеров на пути самокритики, развитию уверенности в себе. Упражнение «Кто есть кто?» дает возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании их знаний друг о друге. Ролевые игры «Три судьбы», «Что? Где? Когда?», «День из жизни» и другие позволяют моделировать отдельные элементы жизненного и личностного самоопределения, различные аспекты общения, поведения в разных ситуациях и, тем самым, расширить границы самопознания. Важным условием при проведении таких занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия.
Мы считаем, что данные технологии способствуют формированию у обучающихся учебной и образовательной рефлексии, обеспечивают развитие способности к самооценке собственной деятельности. Они ведут к пониманию школьником возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы для достижения образовательных целей и формируют опыт самостоятельного решения разнообразных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание, тем самым создавая условия для формирования самоопределения подростков в окружающем образовательном пространстве.

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (14.06.2013)
Просмотров: 789 | Теги: МОУ-СОШ№9, предпрофильная, подготовка, сопровождение, Тихонова, тьюторское, технология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Дистанционное обучение
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz