Среда, 08.04.2020, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Уважаемые родители и обучающиеся!!! С 6 апреля 2020 года учащиеся переводятся на дистанционную форму обучения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Задания смотрите на портале Дневник.ru и на сайте в разделе "Домашнее задание"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

Роль тьютора по предпрофильной подготовке в профессиональном самоопределении и социальной успешности обучающихся
Роль тьютора по предпрофильной подготовке в профессиональном самоопределении и социальной успешности обучающихся (Селина Т.А. журнал "Актуальные вопросы регионального образования" №8 2013 г.)

Рассматривается роль тьютора в успешном самоопределении обучающихся предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: тьютор, предпрофиль, тьюторское сопровождение

В настоящее время усилился интерес и потребность социума к образованию, причем к образованию качественному. Семьи прямо связывают социальную, профессиональную и иную успешность своих детей с уровнем образования, которое дети получают. Социальный заказ родителей - школа, результатом обучения в которой должны стать овладение обучающимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении в высшие учебные заведения.
Поэтому предпрофильная подготовка и профильное обучение становятся наиболее важными этапами школьного обучения, когда формируются жизненные установки личности, закладываются основы ее предприимчивости, самостоятельности в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству. Однако именно выбор профиля становится для многих учащихся и их родителей проблемой, требующей помощи в ее решении. Конечно, в каждой школе сложилась своя система предпрофильной подготовки и профориентации. Как правило, она состоит из системы предпрофильных курсов, занятий с психологом, информационной работы. Однако данная работа не всегда эффективна. Так, организация элективных курсов преследует цель формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю, расширения сведений по учебным предметам. Но ключевым моментом, обеспечивающим самоопределение в учебных курсах, должен стать анализ опыта работы обучающегося с конкретным элективным курсом, смены этих курсов, своих ощущений и впечатлений, собственной успешности. На деле оказывается, что подростки не готовы к анализу своего опыта, к самостоятельному осознанию значения конкретного курса для построения дальнейшего образовательного плана. Не преуменьшая значение работы школьного психолога, приходится констатировать факт, что в большинстве случаев он обеспечивает групповую диагностику профессиональной направленности и довольно быстрый анализ результатов, для более качественного профконсультирования у него нет времени. К тому же не все обучающиеся осознают необходимость или чувствуют потребность в индивидуальном консультировании с психологом. В результате выбор профиля обучения не всегда проходит осознанно и успешно. Существенную роль играют советы окружающих, влияние друзей, советы родителей. Мы неоднократно сталкивались с нерешительностью учащихся и их родителей при выборе определяющих экзаменов, со случаями перехода из класса одного профиля в другой. Из этого следует, что осуществление адекватного и осознанного выбора профиля невозможно без целенаправленной пропедевтической работы.
Перед нами встала задача по совершенствованию работы формирования профессионального самоопределения школьников. Решение мы увидели в организации тьюторского сопровождения предпрофильной подготовки.
На протяжении трех лет школа активно сотрудничает с СарИПКиПРО и входит в сеть муниципальных научных лабораторий. Научно-педагогическая поддержка сотрудников экспертно-аналитического отдела, материалы постоянно-действующего научно-методического семинара «Актуальные вопросы регионального образования» помогают организовывать качественную экспериментальную работу школы.
Одним из направлений работы муниципальной научной лаборатории стала реализация тьюторского сопровождения предпрофильного и профильного обучения учащихся - эксперимент, в который школа вступила как региональная площадка в 2011-2012 учебном году.
Целью эксперимента являются разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс школы тьюторского сопровождения в предпрофильном обучении общеобразовательного учреждения как условия успешной социализации школьника.
Перед тьютором стоит задача построить свою работу и деятельность обучающихся так, чтобы сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, то есть подвести их к определенному уровню профессионального самоопределения. Старшеклассник, самоопределившийся в профессиональном плане, осознает свои жизненные цели, планы, свои личностные и физические качества, свои возможности, способности, а также требования, предъявляемые к данной профессиональной деятельности. Деятельность, направленная на выбор профессии, формирует успешность подростка в настоящем и будущем.
Для решения поставленных задач педагогами-тьюторами нашей школы совместно с психологом была разработана программа «Пути формирования у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению» и план ее реализации. Тьюторское сопровождение осуществляется классными руководителями 9 и 10 классов за счет двух часов неаудиторной занятости в неделю. При этом в 9 классе акцент делается именно на самоопределении.
Программа сопровождения состоит из нескольких блоков: информационный, диагностический, рефлексивный, психолого¬педагогический. Так, в рамках информационного блока расширяются представления школьников о возможных вариантах продолжения образования через создание информационных карт, рейтингов профессий, организацию встреч с представителями вузов, ссузов. Работа проводится в форме бесед, классных часов, знакомства - со справочниками по колледжам, лицеям и т.д. Психолого-педагогический блок предполагает совместную работу с психологом. С обучающимися организуются тренинги, игры с целью формирования у них социально значимых внутренних (психологических) регуляторов поведения и деятельности. Например, занятие «Развитие «интеллектуального футляра» направлено на развитие скорости принятия решений, умения определить события, устанавливать логические взаимосвязи между явлениями и критично относиться к поступающей извне информации. Занятия «Поведение человека в конфликтной ситуации», «Правила успешного решения проблем» обучают эффективным способам поведения в разных ситуациях, способам выхода из них, методам «скорой помощи» в решении проблем. Диагностический блок включает анкеты и тесты различной направленности, цель которых не только выявление склонностей и интересов подростков, но и фиксация личностных изменений, а также мониторинг процесса самоопределения. Согласно программе эксперимента контрольными являются следующие диагностические методики: тест- опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева, методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной), опросник профессиональных склонностей JI. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Удовлетворенность учащихся и родителей образованием», методика «Готовность к выбору профиля». Кроме того, учащиеся приняли участие в таких диагностических исследованиях, как методика «Неоконченные предложения» А.К. Маркова и «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман (с целью выявления уровня развития социальных мотивов обучающихся); методики «Личностный рост» Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова и «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова (для выявления уровня развития социальной адаптивности обучающихся); методика «Я и смысл моей жизни» Е.Н. Степанов и модифицированный вариант методики исследования самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (для выявления степени самореализации обучающихся).
Важное значение имеет блок рефлексивных занятий. В рамках данного блока обучающиеся работают с Портфолио предпрофильной подготовки, в котором учатся определять свои ближайшие и перспективные цели, выявлять свои проблемы, разрабатывать алгоритм действий по их решению, анализировать успехи и неудачи, что могло быть сделано и что сделано, проводят анализ своей учебной деятельности, внеучебных достижений (методика «Баланс личных успехов и неудач»). На протяжении года отслеживается качество успеваемости, при этом не только педагогами, но и самими учащимися через построение графика успешности, анализ причин снижения, выбор стратегий исправления недоработок. То есть основная задача этого блока заключается в том, чтобы научить ребят ответственно относиться к своим действиям и научиться оценивать и отвечать за свои решения, так как осознание роста своих возможностей нацеливает обучающихся на поиск способов закрепления успеха, активизирует попытки найти пути преодоления имеющихся трудностей, направляет на развитие саморегуляции.
Итоговый анализ работы показал личностную эффективность программы для каждого обучающегося, динамику в их социализации и эффективность работы в целом.
Критериями, определяющими социальную успешность обучающихся являются, с одной стороны, сформированность в школе многопрофильного образовательного процесса (в школе реализуются три профиля подготовки, физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, что соответствует социальному запросу родителей и обучающихся), с другой стороны, это обученность, индивидуальная активность в учебной и социально-ориентированной деятельности, мотивация достижения к успеху. Поэтому показателями эффективности работы стали данные качества успеваемости, участие и достижения учащихся во внеучебной деятельности, результативность итоговой аттестации, окончательный выбор профилей обучения. Были получены следующие результаты: улучшение качества успеваемости с 47% в начале года до 53% в конце года, при этом качество успеваемости по предполагаемым профильным предметам было не ниже 64%, выросла активность во внеучебной деятельности. В прошедшем учебном году увеличились число обучающихся - участников конференций, олимпиад, конкурсов и результативность их работы. Это победы и призовые места в муниципальном и региональном этапах Всероссийских школьных олимпиад, на областных и региональных конференциях, конкурсах. Для каждого тьютор старался найти «испытание» по интересам, предполагаемому направлению, возможностям.
Процет- соответствия выбора школьниками профиля обучения согласно заявлениям и диагностическим данным составил: в физико- математическом профиле 39% по заявлениям, 44% по диагностике, социально-экономическом - 30% и 26%, химико-биологическом - 27% и 25% соответственно. Таким образом, окончательный выбор профиля практически соответствует склонностям и интересам учащихся. Он осознан и соответствует их возможностям. Конечно, 100% соответствия мы не достигли, ведь есть немало и субъективных причин, влияющих на выбор ученика, но в целом задачи тьюторского сопровождения по предпрофильной подготовке мы считаем выполненными.
В этом учебном году мы продолжили тьюторское сопровождение теперь уже обучающихся 10 классов, но акцент делается на процесс саморегуляции личности, на развитие у школьника навыка самостоятельной образовательной деятельности.
Целью работы с десятиклассниками являются выявление, развитие образовательных мотивов и интереса учащихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работа с образовательным заказом семьи, формирование образовательной рефлексии обучающегося.
Как и в 9 классе, работа с обучающимися проходит через несколько этапов, наполненных своим содержанием. Так, на этапе «Вхождение в деятельность» происходит определение позиций учащихся в группе, обеспечение принятия ими учебных задач и проблем. Работая в малых группах, обучающиеся определяют свой потенциал и цели своей работы. Наследующем этапе - этапе самоопределения - через тестирование организуется уточнение интересов и склонностей школьников, активизация их самоопределения. Во время тьюторского часа обучающиеся вместе с тьютором определяют темы для обсуждения, формулируют проблемные вопросы и задания. Тьютор организует работу по поддержке образовательной деятельности учащихся, анализу проблем и затруднений, определению трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы, определению успехов и слабых сторон каждого обучающегося. Акцент делается на организацию межгруппового взаимодействия, обучение старшеклассников навыкам рефлексии и самостоятельной работы. На этапе корректировки проводится контроль динамики изменений.
Результатами реализации программы тьюторского сопровождения должно стать формирование готовности:
- к решению проблем;
- самообразованию;
- поиску и использованию информационных ресурсов;
- социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности.
Диагностика результатов будет отслеживаться на материалах
портфолио, которые отражают индивидуальные достижения и особенности образовательной деятельности учащихся.
Итак, какую роль играет тьютор в профессиональном самоопределении подростка? Изучая и анализируя индивидуальные особенности детей, динамику их развития, тьютор помогает своему подопечному сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения определенной цели. Определяя ближние и дальние перспективы, учит предвидеть результаты и эффекты участия в разнообразных мероприятиях (исследовательских, творческих, социальных проектах). Тьютор помогает эффективно общаться, выбирать подходящую информацию, побуждает обучающихся применять свои идеи на практике, вовлекает их в обсуждения, требующие размышлений и интерактивных дискуссий, поддерживает детей в их исследованиях и начинаниях. Следя вместе с тьюторантом за успехами, деятельностью и качеством работы, помогает управлять процессом обучения, советует, как решать возникающие сложности.
Таким образом, разработка и реализация программы тьюторского сопровождения обеспечивают осмысленное отношение ученика к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Главное в деятельности тьютора - научить школьника использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, раскрыть его личностный потенциал и ресурсы как условие успешной самореализации и социализации в настоящем и будущем.

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (14.06.2013)
Просмотров: 1665 | Теги: МОУ-СОШ№9, тьюторское, Селина, предпрофильное, сопровождение, тьютор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz