Понедельник, 25.05.2020, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Уважаемые родители и обучающиеся!!! С 6 апреля 2020 года учащиеся переводятся на дистанционную форму обучения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Задания смотрите на портале Дневник.ru и на сайте в разделе "Домашнее задание"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

«Работа с текстом учебника на уроках биологии»

«Работа с текстом учебника на уроках биологии»

Материал подготовила учитель биологии 

МОУ – СОШ №9 г.Аткарска Саратовской области Попова Е.Н.

В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования становится формирование умений смыслового чтения. Познавательные УУД включают в себя общеучебные действия, составной частью которых является смысловое чтение.

На ступени ООО установлены планируемые результаты освоения 4 междисциплинарных учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:

  • Поиск информации и понимание прочитанного;
  • Преобразование и интерпретация информации;
  • Оценка информации .

Сегодня перед учителем биологии, как и перед учителями других предметов,  в свете реализации ФГОС основного общего образования одной из главных дидактических задач обучения становится формирование умений смыслового чтения.

Среди заданий ВПР, ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Так во ВПР 5 класса предлагается выбрать предложения из текста, на основании которых можно сделать вывод о том или ином событии или явлении. В ГИА 9, например, вставить в текст пропущенные слова или ответить на вопросы, используя содержание текста учебника.

В ГИА 11 необходимо не только найти ошибки в тексте, но и исправить их. Выполнение подобных заданий невозможно не только без знаний, но и без умения смыслового чтения.

Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из текстов;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
  • Формированию основных умении смыслового чтения, в первую очередь, способствует работа с учебником.

Среди методических приемов по организации смыслового чтения на уроках биологии можно  выделить следующие:

1. Инсерт – это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Учащимся необходимо прочитать текст, и поставить на полях специальные пометки.

  • «v» – это я знаю;
  • «+» – новая информация;
  • «-» – информация, противоречащая моим знаниям;
  • «?» – хотел бы узнать об этом побольше.

2. Заполнение таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.

  • 1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
  • 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
  • 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

3. «Fishbone» (фишбон, рыба) - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). В голове этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (это можно сделать до прочтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «отростков» есть нижние «косточки», на которых учащиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин, или возможные пути решения проблемы.

4. «Тонкие» и «толстые вопросы»

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

5. Преобразование информации в кластер или таблицу развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.

На уроках биологии в 5 классе при изучении темы химический состав клетки, ребята составляют такой кластер и заполняют таблицу.

Используя разные приемы работы с текстом, у ученика не только формируются все виды универсальных учебных  действий, но и осуществляется приобретение  знаний, необходимых для успешного написания ВПР и сдачи ГИА.

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (27.03.2020)
Просмотров: 18 | Теги: Учебник, работа, биология, текст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Дистанционное обучение
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz