Вторник, 26.05.2020, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Уважаемые родители и обучающиеся!!! С 6 апреля 2020 года учащиеся переводятся на дистанционную форму обучения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Задания смотрите на портале Дневник.ru и на сайте в разделе "Домашнее задание"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

«Особенности планирования деятельности учителя и обучающегося в процессе организации проектной деятельности»

«Особенности планирования деятельности учителя и обучающегося в процессе организации проектной деятельности»

Материал подготовила учитель биологии 

МОУ – СОШ №9 г.Аткарска Саратовской области Попова Е.Н.

 

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Я считаю, что именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

 Учебный проект с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся.

 При использовании метода проектов педагог должен оказывать реальную помощь учащимся в  овладении знаниями, выходящими за пределы школьной программы;

повышении мотивации к поисково-исследовательской деятельности; освоении работы с источниками информации. При этом учитель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли и стать организатором проектной деятельности. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над ними.

                  - Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в работе над достижением цели.

  • Специалист, который компетентен в нескольких областях.
  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  • «Человек, который задает вопросы» , организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Но роль учителя изменяется не только в зависимости от этапа проекта, но и в зависимости от типа проекта: групповой или индивидуальный

Ежегодно в рамках промежуточной аттестации в  нашей школе ученики 7 классов разрабатывают групповые,  обучающиеся 8 классов парные, обучающиеся 9-11 классов - индивидуальные проекты. Готовя обучающихся к промежуточной аттестации, у меня была возможность сравнить методику работы с обучающимися при разработке групповых и индивидуальных проектов.

Среди преимуществ групповых проектов:

● формирование навыков сотрудничества;

● возможность проявить свои сильные стороны в той работе, которая лучше всего удаётся;

● возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

● групповое сплочение.

Однако групповые проекты имеют и ряд недостатков:

● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;

● труднее организовать и координировать работу;

● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

● труднее оценить вклад каждого члена группы

Для работы с группой обучающихся при разработке группового проекта в 7 классах составляется индивидуальный план.

На экране вы видите  таблицу, представляющую этапы нашей работы с конкретизацией деятельности учащихся и моей роли.

     Подготовка к выполнению проекта – это нулевая точка отсчета, где происходит  формирование групп, определение темы проекта. Основная задача подготовительного этапа для меня как для учителя - обеспечить мотивацию познавательной деятельности обучающихся. Это этап описания проблемы, выбора темы и определения целей и задач. Для  учащихся этот этап часто представляет  трудность. Они нуждаются в конкретной помощи и контроле каждого действия.  Учитель помогает сформулировать тему, цели и задачи работы.  Правильное  формирование цели и задач проекта поможет учащимся не распыляться и правильно отбирать информацию.

На этапе планирования учащихся необходимо обучать алгоритму составления плана, оказать им помощь в выборе пути проведения исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, определении способов обработки собранных сведений и оформления результатов. Планирование работы – это, в том числе, этап распределения обязанностей, определения времени индивидуальной работы. Учитель  раздает «роли», правильно определяя уровень сфомированности познавательных умений и психологические возможности каждого участника проекта. Необходимо помнить, что, по возможности, надо постараться  избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования.

Практический этап самый важный и самый интересный при реализации проекта. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией, экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по выбранной теме. Роль учителя -  корректировать ход выполнения работы. На данном этапе очень важны межпредметные связи, чтобы учащиеся не зацикливались в рамках одного предмета, а с помощью учителя увидели, как тесно пересекаются, казалось бы, совсем разные предметы.

Так, работая над проектом  по биологии «Здоровое питание школьника» или «Стоит ли бегать в «Солнечный»?» ребята с помощью учителя химии Паршиковой Е.В.провели  ряд химических опытов и  исследовали пищевые добавки, используемые при производстве сухариков и чипсов.

При работе над проектом «Вода – неисчерпаемый ресурс?» учащиеся с  помощью учителя физики Ермаковой О.М. собрали установку и попробовали получить пресную воду из соленой.      

На этапе анализа учащиеся учатся обобщать собранный материал и делать выводы. Я предлагаю использовать различные способы оформления результатов: письменный отчет; устный отчет; видео - отчет; компьютерная презентация.

Этап защиты проекта позволяет обучающимся  продемонстрировать свои достижения. Такой  «этап самоутверждения» очень важен в личностном плане для формирования позитивной самооценки. На этапе защиты проекта я отрабатываю с учащимися умения кратко излагать свои мысли, логически выстраивать сообщения.

Последний этап – самостоятельная оценка процессов и результатов работы часто уходит на второй план, но именно развитие навыков анализа собственной деятельности является ключевым моментом в процессе реализации проектной работы, то есть осмысление учащимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных  проблем и поиск собственных ресурсов.

Только совместная деятельность учителя и обучающихся может привести к положительному результату. На слайде вы видите статистику реализованных проектов обучающихся 7 классов по биологии с отметками за несколько лет. 

Обучающиеся 8 класса  уже более самостоятельны, но еще требуют определенной помощи.  Накопленного ими академического опыта уже достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта. Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Трудности все еще вызывает анализ и самооценка. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом, но постоянном контроле и вдохновляющем примере восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами. Примером такого проекта может служить проект учениц 8-го класса «Здоровые зубы залог здоровья», ставший призером во 2 регионально – практической конференции школьников «Эврика».

Обучающиеся  9-11 классов более мотивированы и нацелены на получение результата, поэтому они защищают индивидуальный  проект.

Также как и групповой, индивидуальный проект имеет свои преимущества и недостатки. Вы их видите на экране.

Как правило, в 9-11 классе учащиеся уже задумываются о профессиональном выборе.  Мои подопечные твердо решили связать свою жизнь с медициной и здравоохранением.  Поэтому и темы проектов они  выбирают с учетом возможности пообщаться с представителями этих областей по вопросам исследований. В рамках тьюторского сопровождения я планирую  практическую часть проектной деятельности обучающихся так, чтобы она пересекалась с познавательными и возможными будущими профессиональными интересами тьюторантов. Так, работая над проектом  « Зрение – это великий подарок природы» взяли интервью у офтальмолога Аткарской ЦРБ Леутиной Нины Николаевны и выяснили, что за последнее время процент школьников, имеющих проблемы со зрением, увеличился, ознакомились с результатами профилактических осмотров всех детей в городе.

Выясняя экологическую обстановку в городе Аткарске, встретились с представителем санитарно-эпидемиологического надзора – Депутатовой Светланой Юрьевной, которая помогла изучить методику взятия проб и провести исследования по определению качества воды.

Обучающиеся 9-11 классов  имеют  достаточно знаний и опыта, за спиной уже значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей.

 Примером успешных проектов могут служить проекты призеров и победителей  регионально – практической конференции школьников «Эврика».

Таким образом, работа над проектом предполагает  постоянное взаимодействие учителя и учеников. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события, а помогать и ждать обучающего эффекта. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере не только в свои силы, а прежде всего в силы своих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (27.03.2020)
Просмотров: 23 | Теги: деятельность, проектная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Дистанционное обучение
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz