Понедельник, 17.02.2020, 06:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2020. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

Мастер – класс : «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии»

Мастер – класс: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии»

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

          В своей работе осуществляю преподавание предмета как в традиционном стиле, так и с использованием  современных педагогических технологии. Применяя технологию проблемного обучения, обязательно выбираю интегрированный курс, опираясь на учебный материал по биологии, природоведению, физики, что дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и  свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и  атомно-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений.

         Убеждена, что урок-это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности:  коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и задачи на конкретном этапе урока.

         С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения одной задачи, взаимообучения, самообучения. Использую  в работе нетрадиционные формы: уроки- сказки и уроки –путешествия, лекции, семинары, практикумы, деловые игры,  интегрированные уроки, проблемно- развивающие.

Понимая, что урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, я  думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную  деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и тем самым получить  конечный результат: глубокие знания предмета.

 

 

В своей работе я достаточно часто использую такой метод поисковой работы как написание НИР школьниками. Выбирая тему, дети руководствуются собственными наблюдениями за окружающим миром.  Например, проблема выбора продуктов общественного питания всегда привлекает внимание обучающихся. Так появился проект «Еда 21 века» о целесообразности употребления в пищу такого популярного продукта питания подростков как чипсы. 2015- «Вред и польза еды из Макдональдса»

В своей работе применяю метод проектов не только при написании НИР, но и во время проведения уроков, например, при  изучения темы «Кислоты» в 8 классе. Класс был поделен на 4 группы. Результаты работы и усвоение нового материала ребята представили в виде небольших проектов. Или при изучении темы «Свойства воды» в 8 классе, дети проведя ряд  необходимых опытов, оформили свои результаты в виде практической работы.

При выполнении заданий особое внимание обращаю на выработку умений строить логическую цепь рассуждений. В достижении этой цели большую роль играет демонстрационный эксперимент. Комментируя опыт, я показываю образец того, как размышлять вслух, как раскрывать сущность проводимого опыта. Вместе с учащимися обсуждается план проведения эксперимента, и подбираются реактивы для его осуществления. Оформление результатов опыта на доске служит образцом при самостоятельном составлении учащимися отчетов. Чтобы направлять и активизировать мыслительную деятельность школьников, продумываю вопросы для беседы при обсуждении опытов, их подготовке, в процессе наблюдения и при обсуждении эксперимента.

Пример. Демонстрационный эксперимент взаимодействия железа с серой.

Его включаю во фрагмент урока при изучении физических и химических явлений (8 класс), при изучении реакций соединения (8 класс), при демонстрации свойств железа и серы (9 класс). В зависимости от содержания темы урока цепь логических рассуждений будет разная.

Результат: логическая цепочка рассуждений привела к актуализации понятий «химическое явление», «признаки химических реакций» и «условия течения химических реакций».

Большое значение придаю самостоятельной работе, формирующей навыки и умения обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдения правил техники безопасности в период практических занятий.   Химических эксперимент – главный источник знаний о веществах и их превращениях. При отборе и использовании химического эксперимента следую принципу, что каждый новый элемент знаний о веществах и реакциях должен подкрепляться экспериментально. Добиваюсь полноценного экспериментального обеспечения преподавания химии,  используя сравнительно небольшое число лабораторных и демонстрационных опытов, которые соответствуют обязательному минимуму содержания образования.

Практикую домашний эксперимент, который позволяет учащимся самостоятельно, имея минимальный и общедоступный набор химических веществ, развивать экспериментальные  умения. Особое внимание придаю соблюдению техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

В рамках реализации профильного обучения на занятиях элективного курса «Углубленное изучение органической химии» десятиклассники с увлечением выполняют практические задания. Огромный простор для творчества и активизации самостоятельной познавательной активности дают занятия кружка «Вездесущая химия». Его посещают, в основном, те обучающиеся, которые решили связать свою будущую деятельность с медициной, они имеют четко выраженную мотивацию к работе и достаточный потенциал исследовательских умений.

 

 

И в заключение своего выступления хотелось бы отметить результативность такой работы

дети достигли следующих результатов:

- в области личностных результатов:

- повысилась  мотивация школьников к изучению химии;

 

в области предметных результатов:

– дети научились использовать умения и навыки при решении практических задач по химии:

– составлять описания различных химических процессов на основе анализа проведенных экспериментов;

– понимать смысл собственной деятельности:

в области метапредметных результатов формируется

 - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

-  умение организовывать свою деятельность

Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (28.03.2019)
Просмотров: 144 | Теги: роль, химия, Мастер, класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz