Среда, 08.04.2020, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Уважаемые родители и обучающиеся!!! С 6 апреля 2020 года учащиеся переводятся на дистанционную форму обучения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием. Задания смотрите на портале Дневник.ru и на сайте в разделе "Домашнее задание"
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации учителей

Формирование познавательной мотивации как основа личностного развития обучающихся
Формирование познавательной мотивации как основа личностного развития обучающихся (Селина Т.А. альманах "Актуальные вопросы регионального образования" №5 2010 г.)

В Ежегодном Послании к Федеральному Собранию от 12.11.2009 Президент Д.А. Медведев подчеркнул, что главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, то есть школьное обучение должно способствовать личностному росту обучающегося, который достигается через формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Поэтому каждый урок должен вносить свой вклад в формирование и развитие способностей и умений учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. Именно на такой результат нацелено личностноориентированное обучение, в центре которого находится познавательная деятельность учащихся. Не менее важной характеристикой личностноориентированного урока является гуманное, уважительное отношение к ученику и постановка педагогом задачи создания эмоционально положительного настроя класса на работу. Таким образом, процесс обучения должен быть направлен на формирование положительной мотивации и характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательных интересов, активности, самостоятельности).
Именно наличие познавательной мотивации придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. Поэтому особое значение в своей работе я уделяю формирование познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес проявляется как избирательная направ¬ленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действи¬тельности. Стало быть, учащийся является носителем интеллектуальных умений, эмоционального состояния и волевых усилий личности. Познава¬тельный интерес учащихся проявляется и, как их стремление (потребность) заниматься определенной областью знаний, деятельности, и как побудитель активности личности, и как чувство удовлетворенности и радости. В этом непреходящее значение проблемы формирования познавательного интереса учащихся. При формировании познавательного интереса я использую:
1) средства отбора информации; 2) средства включения школьников в позна-вательную деятельность.
Средства отбора информации предусматривают включение в урочную и внеклассную работу аутентичных текстов, отражающих реалии языковой среды, а также материал, отражающий современные проблемы. Средства включения школьников в познавательную деятельность предусматривают использование во внеклассной и урочной деятельности приемов современ¬ных педагогических технологий: проблемного обучения, уровневой дифференциации, групповых форм работы, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления. В моей практике преподавания английского языка преобладающими методами обучения являются проблемно-сообщающий, частично-поисковый и исследовательский, где обучающиеся выявляют недостаточность ранее ус¬военных знаний и способов действий и понимают необходимость нового знания (проблематизация обучения), совместно ищут решение (поисковость обучения) и оценивают результаты своего труда (рефлексия). Но иностранный язык ограничивает свободу действий учеников лексическим и грамматическим минимумом. Поэтому нельзя полностью отказываться от объяснительно-иллюстративного и репродуктивного метода, особенно на этапе автоматизации навыка.
Активизация познавательной деятельности учащихся возможна и необходима на разных этапах урока и разных этапах изучения материала. Это использование фонетических разминок, звукоподражательных и интонационных и при формировании произносительных и интонационных навыков; использование приемов технологии развития критического мышления, таких, как «Мозговой штурм», «Круги по воде», «Верно-неверно» на этапе активизации учебного материала. Большое значение в формировании познавательного опыта учащихся играет работа с текстом, так как она является одним из основных этапов подготовки самостоятельного речевого продукта. Поэтому текстовая деятельность школьников должна быть организована с максимальным использованием приемов, повышающих их познавательную деятельность и развивающих их личностную сферу. Использование приемов РКМ - технологии, таких, как «Метод контрольных вопросов», «Загадка», «Чтение с остановками», «Верно-не верно», «Лови ошибку» позволяет не только ре¬шить практические задачи (обучение чтению с общим охватом содержания прочитанного и выделением значимых фактов (просмотровое чтение), с полным пониманием и извлечением конкретной информации (изучающее чтение), умением ответить на поставленные вопросы или сформулировать их, составить план к тексту, но и достичь главного - развития умений критически осмысливать предложенную информацию, размышлять, проводить рефлексию приобретенных знаний с опорой на личный опыт обучающегося. Составляющим этапом работы с текстом являются операции, связанные с анализом его структуры и содержания: смысловая группировка текста, выделение опорных пунктов, разделение текста на смысловые части и озаглавливание их, смысловое и логическое соотнесение предложений друг с другом, выделение главной мысли. Такая работа способствует осознанному овладению учащимися способами и приемами учебной деятельности и закладывает опыт работы с информацией на любом уровне.
На этапе применения учебного материала, осмысления его практической необходимости наиболее востребованным способом активизации познавательной деятельности является применение метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
проведение сбора данных;
анализ полученных данных;
оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).
Учебный проект является логическим завершением изучения темы, но его тема, направление работы могут быть индивидуальны в каждом классе и должны формироваться из интересов и познавательных потребностей именно этой группы. Так, учащимися были подготовлены творческие проекты «Наша школа» в 5 классе, «Суеверия и предрассудки», «Здоровье в твоих руках», «Страна моей мечты» - в 7 и 10 классах; информационные: «Выдающиеся люди», «Космос: созвездия», «Природные стихии» - в 8 классе; исследовательские: «Удивительные места нашей планеты», Экологические проблемы нашего края», «Уровень экологической культуры в нашей школе» - в 8 классе, «Субкультура - способ самовыражения или отторжения?» в - 10 классе, «Чтение как компонент современного образования» в - 11 классе. Формы продукта проектов также могут быть разнообразными: компьютерная презентация, выступление агитбригады, выпуск стенгазет, доклад, исследовательская работа. В любом случае, овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Кроме того, реализация проекта часто требует от учащихся привлечения знаний из разных областей. Таким образом осознается их значимость и необходимость, достигается их естественная интеграция - следовательно, повышается мотивация для дальнейшего изучения предмета. Я уверена, что именно реализация инновационных стратегий в обучении способствует формированию познавательной мотивации, которая ведет к осознанной деятельности на уроке и успешному овладению образовательными компетенциями.

Литература
1. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Москва, «Бонфи», 2002.
2. Министерство образования Российской Федерации (Национальный фонд подготовки кадров). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.
3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
4. А.А. Плигин. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования.
5. Источник: http://www diba.se.ru/article/15062009 pliginaa/) 9
6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка. Обучение в сотрудничестве.
7. Источник: 

Категория: Публикации учителей | Добавил: micleatk (14.06.2013)
Просмотров: 587 | Теги: Познавательная, Селина, мотивация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Сертификат дополнительного образования
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Жемчужины мудрости

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz