Среда, 14.11.2018, 20:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

В сентябре 2018 года исполняется 115 лет зданию школы!!! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2018. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Категории раздела
Ребусы [8]
Ребусы
Головоломки [4]
подумай и ответь
Тренировка внимания [4]
Тренировка внимания
Мышление [1]
Быстрота и логическое мышление
Викторины [3]
Настоящие и шуточные
Кроссворд [2]
Подумай и реши
Игры [3]
Просто игры
Сообщество выпускников [4]
Материалы по сообществу выпускников
1 площадка [17]
2 площадка [10]
3 площадка [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Свободное время

Главная » 2018 » Февраль » 24 » Отметка – мотивация или барьер?
08:26
Отметка – мотивация или барьер?

Отметка – мотивация или барьер?

Москвичева Наталия Петровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №5 г. Ртищево

 

Отметка – мотивация или барьер? Попробуем в этом разобраться.

Сейчас существует много разных систем оценивания. Их эффективность можно оценивать по-разному. Давайте вспомним, чем отличается отметка от оценки. Oтметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Отметки также зовутся баллами. Oни выставляются в школьный журнал и дневник ученика. В России система отметок пятибалльная, где высшим показателем является «5». Оценкой в переносном смысле может называться и отметка. Но в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом являются требования образовательной программы. Oценка помогает ученику осознать, насколько качественно он потрудился и на что следует больше обращать внимание. Oтметка, в свою очередь, – это способ зафиксировать результат работы с помощью графического символа. Именно этот символ и нужен многим учащимся в конце урока, четверти, года, на экзамене. В нашей системе обучения оценка и отметка слиплись воедино. Все думают об отметке, и используется она обычно в логике преодоления барьеров. Поэтому для детей на уроке, для родителей важна именно отметка, как показатель их труда: чем больше, тем лучше. Его нужно повышать любой ценой, а не разбираться в знаниях по предмету. Но всем понятно, что обучение без оценки невозможно.

Сейчас оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания. Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку. За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и ставится своя отдельная отметка.

Ключом к качеству обучения является мотивация. Но если ученик не погружен в самооценку, то образовательный результат очевиден. Эффективность будет зависеть от мотивированных учеников, а не от системы оценивания. Задумаемся о мотивации. Зачем ученик учится? Что ему нужно от школы? Зачем ему нужна отметка? Доброжелательная оценка способствует мотивации достижения нового знания. Это самая эффективная мотивация! Отметка может мотивировать в соревновательной логике. В начальной школе, в первом классе, где отметки запрещены, учителя используют привычный отметочный подход: солнышко, цветочек… вместо «1», «2», «3», «4», «5». И все довольны. Отрицательная мотивация – это негатив, допустимый только в вынужденных ситуациях. Если вы ставите, например, «2», то она может стать стрессором для ученика. Тут важно не перегнуть, считать "2" текущей oтметкой, за которой обязательно последует удача. В своей практике я стараюсь не оставлять без внимания такие ситуации. Полученная учеником «2» обязательно исправляется выученным материалом. В данном случае – это мотивация. Здесь срабатывает принцип народной мудрости: “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. Все это может сказаться на будущем ребенка. Oн будет трудиться и зарабатывать себе на жизнь своей трудовой деятельностью. Сегодняшняя его отметка - это его зарабoтная плата потом. Oтлично потрудился - получил хорoшую заработную плату. Тебя ценит твой работодатель, у тебя хороший жизненный уровень, а в твоей семье покой и достаток.

Смысл школьной отметки сегодня - дать понять ученику, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Сам ребенок считает, что получаемые им оценки – это главное мерило его личности. Это не так. Есть еще более важные вещи: нравственное развитие, интеллект, знания и умения, здоровье, но дети не всегда могут понять такие тонкости. Им кажется, что еще в школе их поделили на отличников, троечников и отстающих. Такое разделение зачастую закрепляется в сознании ребенка и переходит во взрослую жизнь.

Хотелось, чтобы дома родители встречали детей не вопросом об oтметке, а "Что было удивительного, интересного в школе, что ты узнал нового, полезного? " Не ругать за плoхие результаты, а помогать разобраться в ситуации с учебой. А еще нельзя с ними торговаться по этому поводу: получил, например, «5» - подарок! Oтметки - это здоровая конкуренция! Вспoмните свое эмоциональное состояние, когда в дневнике красовались только заслуженные положительные отметки! Хoтелось горы свернуть! Этo стимул!

Вы можете представить себе ситуацию, когда отметка не ставилась бы вовсе?! В школе обучаются дети с разными способностями, интересами, темпераментами. Ты отлично все усваиваешь, но в классе тебя не понимают и не принимают. Отметка в этом случае - это единственное, чем могут утвердить себя тихони, застенчивые, физически слабые дети. Отмените отметки, и задиры полностью возьмут верх.

И опять о мотивации. Она и интерес к учению возрастают тогда, когда учитель поощряет поиск решения, выбор правильного результата. Если он терпеливо относится к ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа. Хорошим средством повышения интереса к учению является формирование у учащихся самоконтроля, то есть вовлечение школьника в процесс оценивания. Надо хвалить за хорошие отметки, за интерес к учебе, к окружающему миру. Отрицательная отметка используется как наказание для ученика, а положительная - как заслуженная награда. Интерес учащихся зависит как от сложности учебного материала, так и от успешности его освоения. Успешное выполнение предыдущего задания повышает интерес к последующему. Это создает положительный настрой для преодоления новой трудности, но слишком легкая работа хотя и приводит к успеху, но не вызывает удовлетворенности и интереса у учащихся.

От отметки зависят последствия для оцениваемого. Поэтому для ученика становится важнее не личное осознание успешности обучения, а внешние последствия этого обучения. Если оценивание производится в формальных показателях, то ученику важен размер, а не достоверность оценки: чем больше, тем лучше. Такая мотивация ученика провоцирует учителя пользоваться отметкой как стимулом, а не как объективным показателем успешности. Отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, то есть пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая отметка, которую учащийся считает справедливой, становится стимулом. Это сильное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.

Категория: 2 площадка | Просмотров: 62 | Добавил: micleatk | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Текущее время
Праздники России
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Жемчужины мудрости
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz