Вторник, 23.10.2018, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

В сентябре 2018 года исполняется 115 лет зданию школы!!! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2018. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Категории раздела
Ребусы [8]
Ребусы
Головоломки [4]
подумай и ответь
Тренировка внимания [4]
Тренировка внимания
Мышление [1]
Быстрота и логическое мышление
Викторины [3]
Настоящие и шуточные
Кроссворд [2]
Подумай и реши
Игры [3]
Просто игры
Сообщество выпускников [4]
Материалы по сообществу выпускников
1 площадка [17]
2 площадка [10]
3 площадка [17]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Свободное время

Главная » 2018 » Февраль » 24 » Отметка - мотивация или барьер?
08:19
Отметка - мотивация или барьер?

Отметка - мотивация или барьер?

Воронкова Екатерина Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ-СОШ №9 г. Аткарска

Саратовской области

 

 

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, является формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка. Актуальность проблемы оценки деятельности учащихся на уроке не снижается и по-прежнему этот вопрос остаётся сложнейшей педагогической проблемой.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия: "оценка" и "отметка". Слова «оценка» и «отметка» не являются тождественными. Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности. Но для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным. Например, самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.

Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников.

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок - либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия.

В 1 классе для выявления уровня мотивации к обучению была использована методика Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:

  1. Анализ детских рисунков на тему: «Что тебе нравится в школе?»
  2. Анализ ответов учащихся на 10 вопросов.

Рисование на тему: «Что мне нравится в школе?»:

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

  1. Соответствие заданной теме.
  2. Сюжет (что изображено).
  3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
  4. Цветовое решение.
  5. Динамика изображения.
  6. Правильность рисунка.
  7. Законченность рисунка.

Психологами выявлено, что дети подвижные чаще изображают подвижные объекты, рисунки робких и застенчивых детей отличаются крупным форматом, а импульсивные дети рисуют размашисто и небрежно. О внутреннем беспокойстве свидетельствует «уплотненность» и закрашивание всего пространства рисунка.

При анализе детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе?» также используется 30-балльная шкала, описанная Н. Г. Лускановой.

ТЕСТ Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.

1.Тебе нравится в школе?

А) не очень б) нравится в) не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

А) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

А) мало б) много в) нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

 

Диагностирующий этап, на котором был изучен уровень мотивации, направлен на изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения легли в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока.

 

 

Литература.

1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://qoo.by/MqN

2.Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://mydocx.ru/6-126118.html

3.Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.

 

Категория: 2 площадка | Просмотров: 75 | Добавил: micleatk | Рейтинг: 3.8/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Текущее время
Праздники России
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Жемчужины мудрости
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz