Вторник, 23.10.2018, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

В сентябре 2018 года исполняется 115 лет зданию школы!!! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2018. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Категории раздела
Ребусы [8]
Ребусы
Головоломки [4]
подумай и ответь
Тренировка внимания [4]
Тренировка внимания
Мышление [1]
Быстрота и логическое мышление
Викторины [3]
Настоящие и шуточные
Кроссворд [2]
Подумай и реши
Игры [3]
Просто игры
Сообщество выпускников [4]
Материалы по сообществу выпускников
1 площадка [17]
2 площадка [10]
3 площадка [17]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Свободное время

Главная » 2018 » Февраль » 24 » Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы в среднем звене.
08:21
Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы в среднем звене.

Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы в среднем звене.

Кирьянчук М.Г., учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №9 г.Аткарска

Саратовской области.

Сегодня не утихают споры вокруг форм и методов оценивания результатов обучающихся. Есть противники балльной системы оценивания в школе. Некоторые убеждены, что отметка даже вредна для школьника, который вырабатывает привычку совершать усилия не ради собственных достижений, а ради учительской оценки, тем самым попадая от нее в психологическую зависимость. «Любая отметка навязана школьнику извне и поэтому мешает развитию самооценки», - считают они. Существуют сторонники и другой точки зрения. «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А.Сухомлинский).
Конечно, каждый педагог стремится к тому, чтобы все свое действия школьник оценивал самостоятельно и максимально объективно, стремится максимально высоко оценивать каждое усилие ученика, но пока отметки у нас не отменили. И, несмотря на то, что 4-х балльная система оценивания напоминает некое «прокрустово ложе», зачастую о нашем труде судят по количеству баллов, полученных учеником, и каждый родитель интересуется в первую очередь не оценкой, а именно отметкой своего ребенка.

Какие бы формы и виды оценивания мы ни применяли, для обучающихся важны прежде всего высокие достижения: победы в конкурсах, на олимпиадах, конференциях, отметка «отл.» в аттестате и самый высокий балл на итоговой аттестации. И каждый учитель должен уметь сделать все для самореализации, развития личности учащихся, сделать их мыслящими, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Педагогу важно, чтобы учащийся принимал деятельное участие в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса; чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности и, почему бы и нет, мог совершенствовать систему оценивания.

При поиске эффективных путей реализации своей роли в оценочной деятельности обучающихся на первый план учитель выдвигает следующие критерии:

- включение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность; стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;

- обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы (создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона);

- совместный анализ полученного результата.

Сегодня в педагогической практике используются разные методики оценивания: многобалльное оценивание, портфолио (собираются все достижения учащегося), самооценивание и индивидуальное планирование работы, рейтинговая система (накапливание баллов в течение определенного отрезка времени или при прохождении отдельной темы). Все это, я думаю, можно успешно варьировать, используя разные формы оценивания на своих уроках. При любом методе и на любом этапе работы важно сочетать отметку и оценку, позитивно оценивать каждый этап работы и искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений.

В нашей деятельности необходим постоянный, непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам. Здесь очень хорошо применяется Метод накопления балла. Учащиеся знают, что отметку можно заработать не только за какой- то определенный вид работы, но и накапливая баллы постепенно. Можно использовать рабочие журналы (учитель заводит журнал для себя, где фиксирует любую деятельность учащегося), можно применять индивидуальные листы учета, где учащиеся сами выставляют себе баллы, а потом можно провести и взаимопроверку учащихся, и индивидуальную работу с учителем. Эти листы можно сделать как разными (например, слабоуспевающему ученику в графу «Проверка домашнего задания» можно внести такие критерии, как правильность написания букв, аккуратность, количество выполненных заданий, списывание без ошибок и т.д.), так и одинаковыми для всех учеников класса; можно предложить учащемуся самому выбрать критерий, за который он может себя похвалить или оценить дополнительным баллом. Здесь очень много вариантов, и каждый учитель может создать что-то свое. На этих листах можно фиксировать все виды работы на каждом этапе урока: проверка домашнего задания, рецензирование устных ответов одноклассников, выполнение упражнения, тесты, участие в групповой работе, высказывание мнений, составление вопросов, подведение итогов и т.д. и оценивать активность, грамотность речи, креативность и т.д. Важно выработать единые критерии, желательно вместе с учениками. Например, устный ответ можно оценить за полноту, точность, логичность.

При этом педагогическое воздействие носит характер сотрудничества, стимулирует дополнительное соревновательное настроение между сильными учащимися, а слабые учащиеся стараются чаще поднимать руку на уроке, участвовать в обсуждении, ведь баллом на этапе изучения новой темы оценивается не только правильное мнение, но и любое предположение. Очень редко я не соглашаюсь с оценками детей, они очень объективно подходят к само- и взаимооцениванию, и, что не может не радовать, давая рецензию, иногда добавляют баллы за, например, эмоциональность изложения материала. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Взаимооценка и самооценка - важные составляющие оценочной деятельности на уроке, т.к. побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Способности к самоконтролю и самооценке повышает мотивированность ребенка, так как опирается на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.

Оценивание письменных работ (тестов, самостоятельных, контрольных) проводится также по сумме баллов за каждое задание. В соотношении с максимальным баллом учащийся сам анализирует свой результат (90-100% оценка «5», 75-90% оценка «4», 60-75% оценка «3», ниже - оценка «2»). При сложных заданиях нижний порог может составлять 50%. В нашей школе педагоги периодически проводят тестирование, используя возможности Интернета, и тогда и ученик, и родитель может сразу увидеть и результат, и ошибки.

Таким образом, система становится прозрачной для учащихся и повышается ее объективность. Растет роль самооценки личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому учащемуся.

Стимулировать интерес к выполнению домашнего задания, повысить ответственность при его выполнении, развивать критическое мышление, внимание к мелочам и создавать ситуацию успеха для большинства учеников позволяет методика самостоятельного составления теста. Ученикам предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. С большим интересом дети составляют задания творческого плана: придумывают кроссворды, вопросы для викторин и интеллектуальных игр, где самостоятельно оценивают результаты. Все это не только повышает уровень интеллектуального развития учащихся, но и позволяет снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала

Методы, формы и средства оценки учебной деятельности, предметных результатов применяются самые разные: очень интересны проекты, которые позволяют раскрыться каждому ученику, разнообразные зачеты (индивидуальные, командные, парные; устные или письменные), диктанты.

Одной из самых любимых форм оценивания у детей является игра. Вовлекая в игру, можно осуществить контроль разных уровней обученности учащихся: и воспроизводящий, и конструктивный, и творческий. При этом применятся дифференцированный подход к учащимся, стимулируются творческие способности, стремление к самостоятельному поиску, повышается интеллектуальный уровень. Можно проводить игры в разных форматах: «Умницы и умники», «Дальше…», «Кто хочет получить 5».

Игра «Вспомни меня». Можно разделить класс на команды, можно поочередно от каждого ряда выходить к доске и записывать слова, в которых две приставки ( два суффикса, два корня), с приставкой при- (или пре-), с разделительными Ъ и Ь, прилагат., начинающиеся с Я, глаголов с -ЧЬ и – ТИ, с корнем –ВОД-, -СНЕГ-, -ГОР-, глаг., которые не употребляются без не, прилагат. с -лив- и т.д.

Игра «Дальше…»

  1. Не с глаголами пишется слитно?
  2. Вопрос глаголов совершенного вида?
  3. Глагол рыть совершенного вида?
  4. Глаголы какого времени изменяются по родам?
  5. Глагол в предложении может быть подлежащим?
  6. Глагол отрежь пишется с мягким знаком?
  7. Назовите суффикс глаголов прош.вр..
  8. Время – постоянный признак глагола?
  9. Определите спряжение глагола гнать.

Игры на время. "Кто быстрее?", "Кто больше?", "Кто лучше?".
Условие: победит в игре тот, кто не допустит ни одной ошибки.
Примеры заданий:
1. Образовать сравнительную степень от прилагательных сладкий, плохой, твёрдый.
2. Составить 4 предложения со словами надеть, одеть, войти, взойти.
3. Подобрать синонимы к слову старый. С каждым из них составить предложение.
4. Поставить в родительный падеж множественного числа существительные: граммы, гектары, помидоры, чулки, носки, погоны, яблоки, валенки, куры, простыни.

«Театр – Мим». Дети показывают жестами и записывают фразеологизмы, слова.
Прикрыть, приоткрыть, присесть, преклонить голову, приклонить голову, прибывать –пребывать, приступить - преступить, приклоняться – преклоняться., предать – придать… Созданию особой атмосферы в классе помогают разные сценки, разыгрываемые детьми. Запомнилась сценка – иллюстрация «Остановись!» на уроке по рассказу А.П.Платонова «Юшка».(Мальчик грубит прохожему. Тот приходит домой и ругает сына, он обижает сестру, а она срывает гнев на своем друге – первом мальчике. Он встречает прохожего …)

На мой взгляд, способы и методы оценивания в современной школе должны основываться на решении двух основных проблем: 1)способы и методы мотивации обучающегося для развития потребности в саморазвитии, для получения радости в процессе усвоения нового; 2)формы итоговой аттестации обучающихся.

У учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся. Конечно, каждый ученик должен овладеть всеми видами контроля, что существуют на итоговой аттестации и учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению. Но мы не должны забывать слова А.К. Марковой: «Ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит и самих учащихся к узкопраг­матической установке: полу­чить правильный результат без освоения и анализа спо­собов работы, с помощью ко­торых этот результат может быть получен». И пусть отметка, полученная учеником, будет для него не барьером, а мотивацией, не причиной для огорчения, а источником радости.

 

 

Литература

Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности / В.П Симонов. – М.: «Перспектива», 2010.

В.И.Боголюбов. Педагогические технологии: эволюция понятия. –М.:«Просвещение», 2011.

Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под. общ. ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2008.

 

Категория: 2 площадка | Просмотров: 84 | Добавил: micleatk | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Текущее время
Праздники России
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Жемчужины мудрости
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz