Пятница, 25.05.2018, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2018. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Категории раздела
Ребусы [8]
Ребусы
Головоломки [4]
подумай и ответь
Тренировка внимания [4]
Тренировка внимания
Мышление [1]
Быстрота и логическое мышление
Викторины [3]
Настоящие и шуточные
Кроссворд [2]
Подумай и реши
Игры [3]
Просто игры
Сообщество выпускников [4]
Материалы по сообществу выпускников
1 площадка [17]
2 площадка [10]
3 площадка [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Свободное время

Главная » 2018 » Февраль » 22 » Игровые технологии как стратегия активизации познавательной деятельности на уроке истории
14:46
Игровые технологии как стратегия активизации познавательной деятельности на уроке истории

Игровые технологии как стратегия активизации познавательной деятельности на уроке истории.

 

Трифонов А.Ю., учитель истории и обществознания

МОУ-СОШ №9 г. Аткарска Саратовской области.

 

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников, у педагогов появилась свобода для творческого поиска.

В сложившихся условиях учитель должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желание размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. И этому могут способствовать педагогические стратегии активного обучения, которые существенно меняют и роль педагога (вместо роли информатора - роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности). К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед школой встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

А.А. Вербицкий, доктор педагогических наук, профессор, интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

При активном обучении центральное место занимает ученик. Учитель выступает как консультант, к которому ученики могут обратиться за советом. Дети являются активными участниками процесса обучения, активно включаются в познавательный процесс, работая над проблемой, ситуацией, задачей, а также исследуют связанные с ними источники, размышляют над темой и предлагают свои решения. В результате активной деятельности обучающиеся выносят свое мнение на обсуждение и отстаивают его в ходе дискуссии. Если в ходе беседы возникают противоположные идеи, то появляется стимул пополнить информацию или найти логическое решение проблемы. При активных методах обучения сочетаются работа в парах, в группах, индивидуальная работа.

В школе можно использовать различные активные методы обучения: исследовательские, проблемные, игровые, мозговой штурм, «круглые столы», проектные и другие. В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. Но все же одной из распространённых технологий активного обучения на современном уроке является - игра. Игровая технология так и остается «инновационной» в системе российского образования, является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса объединенного общим содержанием, сюжетом. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия и даже раздела;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? Давайте посмотрим на наших учащихся сегодня. Что мы видим? Низкая мотивация учения, нет активности обучения, нет потребности усваивать знания и умения, невысокий процент качества полученных знаний. На мой взгляд, актуальность игровых технологий заключается в том, что ученику по своей природе нравится играть. Игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Также мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность.

Таким образом, игровые технологии направлены на достижение следующих целей:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, развиваются навыки коммуникативности.

Форма исторических игр весьма разнообразна. Её выбор во многом зависит от возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности. Поэтому начиная с пятого класса, я провожу уроки – экскурсии. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому. Например, изучая тему «В городе богини Афины» учащиеся заранее получают задание подготовить экскурсию по Афинам – рассказать о её достопримечательностях, образе жизни афинян. В 7 классе по теме «Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке» дети должны изучить биографии русских землепроходцев, найти информацию о современных городах, основанных в то время и подготовить сообщения, на основе которых проходит экскурсия. Всегда с интересом проходит театрализованная игра. Изучая тему «Экономическое развитие России в XVII в.» дети инсценируют торговую ярмарку.

В старших классах применяю более сложные исторические игры: «Круглый стол», «Урок – деловая игра», «Урок – конкурс», «Урок – суд», «Урок выборы», «Урок – реставрация». Последняя формирует одно из важных дидак­тических умений - умение составлять конспект. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст. Необходимо помнить, что сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер.

И сегодня я хотел бы показать, как можно использовать элементы игровой технологии при изучении темы: «Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века».
Культура – понятие широкое, только определений около двухсот. Как сегодня, в век скоростей, заинтересовать изучением культуры молодого человека, у которого на первом месте Интернет и социальные сети? Для решения этой проблемы я предлагаю использовать игру – импровизацию, состоящую из нескольких этапов.

Первый – введение в ролевую игру: актуализация знаний по теме, постановка проблемного вопроса. На этом этапе актуализируются знания учащихся по данной теме. Они должны сделать вывод о значимости реформ Петра I в области культуры. Для этого детям предлагается выбрать и аргументировано доказать одну из точек зрения историков по этому вопросу: «…Пётр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение…» Павленко Н.И. или «Результаты реформы были более обращены к будущему, смысл ее далеко не всем понятен» Ключевский В.О. Учащиеся выдвигают свои предположения и приходят к выводу о необходимости изучения исторических фактов.

Далее уместно будет задать вопрос: Скажите, пожалуйста, каким образом вы сегодня узнаёте об изменениях в политике, экономике, культуре, которые происходят в стране, в мире? А каким образом жители Москвы и Петербурга первой четверти 18 века узнавали новости? В результате беседы учащиеся приходят к выводу, что в 1703 году стала выходить первая печатная газета «Ведомости». Учащимся предлагается стать корреспондентами газеты и выпустить очередной номер.

Второй – предъявление ситуации и распределение ролей - корреспондентов газеты «Ведомости». Учащиеся на основе источников пишут статьи в жанре

- заметка – кунсткамера;

- Сенсация – изменения во внешнем виде;

- Репортаж – о начале празднования Нового года.;

- Интервью – об ассамблее. Фельетон - изменения в образовании. Каждая группа придумывает яркий заголовок, который должен убедить дворян в необходимости принять культурные изменения.

Третий этап – это разыгрывание ситуаций: написание и представление статей разных жанров. Учитель выступает в качестве организатора и консультанта.

В чем преимущества изучения темы в такой форме? В ходе игры у обучающихся формируются определенные умения. Они смогут:

- назвать наиболее важные преобразования культуры и быта первой четверти 18 века.

- показать значение этих преобразований;

- смогут творчески применять знания на практике - написать статью в газету на основе исторического источника;

- выделять главное в тексте, проводить частично-поисковую познавательную деятельность, аргументировать свою точку зрения;

- смогут задуматься о характере, методах проведения реформ и выразить своё отношение к преобразованиям Петра Великого в области культуры.

Таким образом, через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему выпускнику. И я могу предположить, что умения, полученные на уроке, обучающиеся смогут применить для выполнения типовых заданий части ЕГЭ - работа с документом, историческим текстом, сочинение по истории, эссе по обществознанию.

 

Литература.

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: "Высшая школа", 1991. - 207 с.
  2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2007
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2006.
Категория: 3 площадка | Просмотров: 31 | Добавил: micleatk | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Алексей Юрьевич, спасибо за интересный материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Областной семинар "Инновационные формы сетевого взаимодействия"
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Текущее время
Праздники России
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Жемчужины мудрости
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz