Вторник, 23.10.2018, 19:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ №9 г. Аткарск

В сентябре 2018 года исполняется 115 лет зданию школы!!! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте школы. Оставляйте свои предложения и замечания в гостевой и на форуме. У нас работает "горячая линия" для родителей и учащихся. В разделе "Новости" ознакомьтесь с изменениями в процедуре проведения ЕГЭ-2018. Задания на время отмены занятий смотрите в разделе "Домашнее задание" и на портале Дневник.Ру.
Меню сайта
Категории раздела
Ребусы [8]
Ребусы
Головоломки [4]
подумай и ответь
Тренировка внимания [4]
Тренировка внимания
Мышление [1]
Быстрота и логическое мышление
Викторины [3]
Настоящие и шуточные
Кроссворд [2]
Подумай и реши
Игры [3]
Просто игры
Сообщество выпускников [4]
Материалы по сообществу выпускников
1 площадка [17]
2 площадка [10]
3 площадка [17]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
natalibn2012
Повышение престижа профессии педагога
Противодействие терроризму и экстремизму
Модернизация образования
Посетите
Посещение
Форма входа

Свободное время

Главная » 2018 » Февраль » 22 » Фасилитационный метод как средство мотивации и самореализации старшеклассников
14:44
Фасилитационный метод как средство мотивации и самореализации старшеклассников

Фасилитационный метод как средство мотивации и самореализации старшеклассников.

Трущелева Виктория Вячеславовна,

Учитель математики

МОУ-СОШ№9 г. Аткарска

Саратовской области

 

«Единственный, кто образовывается –

это тот, кто научился учиться, кто способен

адаптироваться и изменяться, кто понял,

что никакое знание не надежно,

что только процесс поиска дает основу

для уверенности».

К.Рождерс.

Государственная стратегия развития образования направлена на повышение конкурентоспособности выпускника, на проектирование и реализацию государственных образовательных стандартов нового поколения выступает фактором. Смена образовательной парадигмы требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм и методов обучения, которые должны опираться на принципы: научиться учиться, научиться работать, научиться жить. При этом совершенно особая роль отводится педагогу. Педагог рассматривается как консультант, то есть помощник обучающегося в выстраивании индивидуальной образовательной траектории. Задача такого наставника – актуализировать потенциальные возможности учащегося.

Необходимо акцентировать внимание на результате обучения не как на отметке, полученной учеником за определенную работу, а как на способности ученика действовать в различных нестандартных ситуациях. Несомненно, знания и умения в подготовке будущего специалиста необходимы, но недостаточны для того, чтобы состояться, быть успешным в современном обществе. Таким образом, приобретенные знания, умения и навыки становятся действительно ценными лишь в том случае, если они приобретены через практический опыт учащегося.

Выделение личностно-ориентированного и компетентностного подходов связано с повышением качества подготовки обучающихся. Для успешного процесса подготовки незаменим метод фасилитации, требующий готовности педагога к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся за счет их особого стиля взаимодействия.

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод фасилитации рассматривается как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения в процессе обучения вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияние ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно верного” решения и требующими творческого подхода.

Теоретико-методологическую основу фасилитационного подхода в образовании обосновал Р.С.Димухаметов, рассматривая в своих работах фасилитацию как категорию педагогики, как технологию обучения, как эффективный механизм управления учением.

Центральной гипотезой фасилитационного подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. А доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий, способствующих созданию определенной фасилитационной атмосферы. По мнению К.Рождерса этими условиями являются: конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность, безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других, активное эмпатическое слушание и понимание.

Таким образом, основной задачей педагога-фасилитатора является стимулирование и инициирование (фасилитация) развития сознания обучающегося, его независимости, свободы выбора.

Педагог-фасилитатор «провоцирует» самостоятельность и свободу учащихся при постановке учебных целей, при оценивании образовательного продукта, прежде всего, создав благоприятные эмоциональные условия для самостоятельного и осмысленного учения. Необходимо фасилитировать познавательные мотивы, любознательность, поощряя при этом солидарность в достижении познавательных целей, содействовать самореализации учащихся.

Таким образом, оценка образовательного процесса педагогом изменяется на самооценку, то есть, обучающийся сам несет ответственность за собственные успехи и провалы. Здесь главная задача педагога-фасилитатора – умело создать рефлексивную среду, не нарушая тонкую грань порядка и хаоса, то есть - сохранить равновесие образовательной среды. В такой среде учащиеся проецируют модель педагогической деятельности на себя.

В основе фасилитационого метода лежит мотивационный компонент, который позволяет обучающимся осознать необходимость диверсификации (изменения) образования на основе смены ролевой позиции педагога-транслятора знаний на педагога-фасилитатора с последующим изменением собственной деятельности с прицелом на саморазвитие и самореализацию.

Следовательно, если применять фасилитационный подход к образовательному процессу, то для активизации развития личности учащегося необходимо создать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личной активности. Следует также отметить, что фасилитационное педагогическое воздействие оказывает не только педагог на учащегося, но и учащийся на педагога.

Предпосылками для фасилитационного взаимодействия выступают личностные качества, уровень обучаемости, эмоциональное состояние учащихся.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

Продукт, полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль фасилитатора должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Метод групповой работы в форме фасилитации актуален при планировании стратегии решения задачи, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе.

На уроках математики в 10-11 классах фасилитационный метод оправдывает себя при решении задач экономического содержания или задач на оптимизацию – № 17 профильного экзамена по математике. Для десятиклассников и начинающих одиннадцатиклассников достаточно сложно классифицировать данный вид задач, выработать начальный алгоритм по типам задач, поскольку, несмотря на кажущуюся «одинаковость» в некоторых группах экономических задач, некая выведенная универсальная формула не работает.

Традиционные приемы обучения решению текстовых задач при работе с экономическими задачами ЕГЭ себя не оправдывают. Не смотря на то, что умение решать задачи не находится в прямой зависимости от числа решенных задач, мы, учителя, стараемся создать у учащихся систему умений и навыков моделирования реальных объектов и явлений в ходе общих подходов к задаче.

Мне, как учителю математики старших классов, достаточно сложно отказаться от привычных методических подходов обучения решению задач в рамках урока, поскольку на каждый новый вид экономической задачи нужно потратить минимум урок, если хочешь дать возможность детям практически самостоятельно открывать для себя приемы поиска решения новой задачи. Засиживаться на одном алгоритме не стоит, потому что разные дети имеют разные предпочтения в выборе организации решения. Дело не только в развитии мышления — каждому ребенку должно быть комфортно думать. Важнее помнить: математика — это мышление, то есть думание. Отсюда ценность методики обучения приемам думания, понимания.

В этом мне на помощь приходит один из приемов фасилитационного метода – деловая игра. В деловой игре каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Реализацию игровых приемов и ситуаций при изучении экономических задач строю следующим образом: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи (задача на вклад или кредит); учебная деятельность подчиняется правилам игры (группа экономистов и группа вкладчиков); учебный материал используется в качестве ее средства. Имитируя ситуацию, изложенную в задаче, участники деловой игры, основываясь на знаниях основных методов работы с процентами, ведут поиск алгоритма вывода формулы сложных расчетов, (несмотря на изученную ранее формулу сложных процентов, ее применение в готовом виде на экзамене запрещено).

Целесообразно применять имитационные игры – такая форма деловых игр наилучшим образом приспособлена для привития экономической грамотности. При этом возможно одновременное вовлечение в активный учебный процесс практически каждого участника. Успешно проходят подобные игры в 8 -10 классах.

Например: предмет игры – работа сельскохозяйственных фирм, подразумевающая выполнение комплекса задач по вычислению оптимального кредитования. Цель игроков – получить кредит от ЦБ РФ на развитие своей корпорации.

Правила игры:

1.Каждая группа сама распределяет должности: директора, главного бухгалтера, бухгалтеров и курьера.

2.В соответствии с выбранной должностью учащиеся получают задания, которые нужно выполнить.

3.За каждое правильно выполненное задание выдается карточка «кредит» от ЦБ РФ. Чем больше таких карточек, тем больше вероятность получения положительного ответа на заявку в ЦБ РФ.

Роли игроков и их функции:

- директор (учащийся, достаточно хорошо владеющий методикой решения задач на проценты) в то время, пока другие сотрудники фирмы в качестве разминки решают ключевые задачи на проценты, выполняет индивидуальное задание, а потом присоединяется к своей фирме и вместе со всеми решает предложенную задачу;

- главный бухгалтер (при необходимости совместно с директором) выполняет контролирующую функцию: проверяет правильность решения задач остальными бухгалтерами;

- бухгалтера – все оставшиеся члены фирмы – выполняют индивидуальное и групповые задания, отдают на проверку ЦБ РФ;

- ЦБ РФ – один или двое учащихся, освоивших методику решения задачи - проверяют решения бухгалтеров, в случае неверного ответа отсылает на перепроверку главному бухгалтеру, дает карточку «кредит» за выполненное задание.

Следует отметить, что игра имеет смешанный характер: детерминированный, так как ответы на задачи заранее известны ведущему (группе экспертов), и спонтанный, так как ребята придумывают свои задания фирмам-сотрудникам.

  • работа состоит в подготовке материального обеспечения игры и оформлении кабинета. Готовятся: бейджи с названиями должностей работников сельскохозяйственной фирмы (директор, главный бухгалтер, бухгалтера), экспертов ЦБ РФ; схема корпорации и таблички с названиями сельскохозяйственных фирм; карточки–поощрения «кредит», карточки с заданиями; индивидуальные задания для каждого сотрудника фирмы.

Коллектив учащихся делится на три равнозначные группы. В совет ЦБ РФ включается учитель математики, он является экспертом. Учитель ставит проблему и формулирует цель игры:

– Сегодня вы – работники трех фирм. Ваши фирмы объединились в корпорацию и подали заявку на выделение кредита на развитие в Центральный Банк РФ. К нам прибыли представители этого фонда с целью определения наиболее перспективного вложения своих финансов. Их цель – определить, стоит ли вкладывать средства в вашу корпорацию. Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение наших экспертов.

Далее обговариваются условия, правила игры. Групповая работа над заданиями заключается в групповом решении задач. Внешняя ревизия (проверка) осуществляется экспертами. Внутренняя ревизия – это поиск главными бухгалтерами ошибок в индивидуальных решениях.

Внутренняя и внешняя ревизия проходят одновременно. Все отработанные карточки сдаются экспертам ЦБ РФ, которые проверяют правильность выполнения заданий и выдают «кредит». Одновременно с выполнением индивидуального задания для бухгалтеров директора фирм решают индивидуальную задачу у доски. После выполнения данного задания директора рассказывают свое решение и возвращаются к своим фирмам, решают общие задачи для каждой группы. Между фирмами налажена деловая переписка. Фирмы составляют задачи для своих коллег из других фирм и отправляют курьером. Каждая фирма получает задачу, решает ее сообща, а обосновывает решение один представитель.

На этапе анализа и обобщения происходит вывод из игры и самооценка работы (рефлексия). Учитель предлагает озвучить серию вопросов, возникших в ходе деловой игры: как по решению задач, так и экономического характера, и наблюдает за ответами учащихся, обращая внимание на то, что может ученикам пригодиться в дальнейшей жизни. Делаются выводы и даются рекомендации. Эксперты дают заключение о выдаче кредитов и их размерах.

Такая деловая игра требует немало сил и времени на подготовку и проведение, поскольку качественная работа над задачами в такой форме требует не менее двух уроков подряд. Но достигается результат, который возможно получить при традиционной форме обучения решению задач, проведя не менее 5-7 уроков.

Таким образом, организация деловых игр как одного из приемов фасилитационного метода в процессе обучения математике имеет ряд преимуществ перед традиционной системой обучения.

В чем преимущества:

1. Скорость. Можно сделать больше – и за меньшее время.

• фокусирование на ключевых вопросах;

• снятие барьеров понимания;

• быстрое продвижение даже по сложным темам с полным участием всех;

• продуктивная рабочая среда.

2. Креативность. Фасилитация позволяет освободиться от формальностей, выйти за рамки рутины и расширить горизонты мышления:

• стимулируя творчество участников;

• настойчиво, шаг за шагом продвигаясь по проблемам и вариантам решений, попутно преодолевая все возможные трудности обсуждения;

• генерируя выдающиеся идеи и практические решения.

3. Эффективность. Более эффективно организован процесс обсуждения и повышается качество результатов.

• все умы включаются в работу и вносят свой вклад в итоговый результат;

• участники осознают, что результаты проделанной работы принадлежат им;

• интерактивный рабочий процесс позволяет добиться максимума с любой группой и в любой ситуации;

• создаются действенные планы работы.

Какой результат:

• все будут оказывать влияние на процесс;

• будут приниматься решения;

• не будет ненужных конфликтов между людьми или отдельными подразделениями;

• те, кто перебивает других, и те, кого невозможно заставить замолчать, будут под контролем – а их вклад при этом не потеряется;

• те, кто обычно молчат, смогут делиться идеями, оказывать влияние и принимать решения без ненужных страхов;

• весь процесс общения будет визуально зафиксирован по мере его прогресса, давая возможность в любой момент обратиться к полной, не редактированной версии его мельчайших моментов;

• сложные темы получают простое выражение;

• вырастает удовлетворенность учащихся принятыми решениями и их ответственность за реализацию этих решений;

• цели достигаются.

 

Литература.

 

  1. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: моногр. / Р.С.Димухамеьтов. Алматы: Министерство образования Республики Казахстан. Республиканский институт повышения квалификации руководящих и науч. – педагог. кадров системы образования. Центр педагог. исследований РИПКСО, 2005 – 115 с.
  2. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 11.01.2018).
  3. Роджерк К. Межличностные отношения в фасилитации учения / К.Роджерс, пер.с англ.В.Воробьева – http://altruist.ru/
Категория: 3 площадка | Просмотров: 95 | Добавил: micleatk | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Культурный дневник школьника Саратовской области
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Электронный дневник
Дистанционное обучение
Приём в школу
Библиотека
Поиск
Текущее время
Праздники России
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Жемчужины мудрости
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz